Гжельская роспись в наши дни


Гжельская роспись в наши дни

Гжель Натальи Бессарабовой

Гжель Натальи Бессарабовой

В музеях сохранились дошедшие до наших дней изделия гжельских мастеров XVIII века: узкогорлые кувшины — кумганы и квасники. Краски росписи прекрасно сохранились. Глядя на эти изделия, поражаешься, как чувствовали те далекие мастера цвет и форму. Ведь ни у кого из них не было образования, все делалось по чутью, на глазок, а выходили прекрасные изделия.
Мастера предпочитали растительный орнамент — это позволяло скрадывать иногда и некоторые неточности в росписи. Но позже стали появляться изделия с архитектурными пейзажами, фантастическими птицами, геометрическими узорами.

С начала XIX века гжельские умельцы наладили постоянный выпуск чайной посуды. Посуда отличалась прочностью, белизной и тонкостью. Сервизы делались на много персон, с большим количеством предметов. Блюда и тарелки славились совершенством исполнения, оригинальной росписью.

В XIX веке промысел стал приобретать черты типичного капиталистического предприятия. Мастера приступали к работе с семи утра, рабочий день длился до восьми вечера. Жалованье обычно выдавалось продуктами. Самой тяжелой была работа подавальщика — этот человек стоял у открытой печи и на специальных лотках засовывал туда вылепленные изделия для обжига. Работали в ватниках, валенках, шапках, с обмотанными лицами — температура около раскрытой печки была до 70 градусов.

Расписывали изделия женщины и девушки. У каждой мастерицы были свои излюбленные сюжеты и орнаменты, но в целом они практически никогда не повторялись, чем и привлекали покупателей.

Развитие капитализма в России пагубно отразилось на народно-художественном промысле в Гжели. Мелкие фабрики — а их было множество — разорялись и закрывались, вытесняемые крупными фарфоровыми и фаянсовыми предприятиями. Гражданская война, казалось, ничего не оставила от прежних цехов. Но в 1929 году в деревне Турыгино появилась артель под названием «Вперед, керамика». В 1932 году в поселке Речицы на месте завода Жадовых Московским отделением художественного фонда была возрождена керамическая фабрика, получившая название «Всекохудожник».

Много сделал для возрождения промысла художник-керамист Георгий Васильевич Монехов. Он открыл секрет глазури с металлическим отблеском и рецепт кристаллической посуды. В 1937 году образовалось объединение «Художественная керамика». Произведения тех лет отличаются простотой форм. Узоры нередко срисовывали со старых открыток.

Поэтому возрождение традиционных форм изготовления гжельской посуды и старинной росписи по-настоящему началось только после Великой Отечественной войны. Много сил и мастерства отдали этому трудному, но благородному делу художница Н. И. Бессарабова и ученый, знаток керамики А. Б. Салтыков. Они решили выбрать для нового производства наиболее простую, но приятную технику подглазурной росписи кобальтом. В такой технике мастера работают и сейчас.

Н. И. Бессарабова возродила многие забытые приемы росписи. «Сплошной мазок» и «мазок с тенями», дающие богатство оттенков и колорита, ввела в производство именно она. Секрет «мазка с тенями» в том, что краску набирают на одну сторону кисти и при повороте кисти, которая плоско соприкасается с поверхностью расписываемого изделия, образуется широкий мазок с постепенным переходом от темно-синего цвета до светло-голубого.

Наталья Ивановна Бессарабова создала ряд моделей, выпускаемых производственным объединением «Гжель» до сих пор. Это кружки, кувшины, молочник, чайник, поставленный на четыре ножки-лапы, напоминающий по форме старинный гжельский кумган. Роспись сегодня преобладает орнаментальная, с использованием растительных мотивов. Обычно фон у гжельских изделий белый, а роспись выполнена кобальтом, словно еще больше подчеркивая белизну фарфора. Роспись зависит от назначения изделия. Если художница расписывает чайник, то собственно узор наносится на лицевую часть сосуда. Изделия объемные требуют росписи большими щедрыми мазками, так, чтобы была еще больше подчеркнута форма.




Гжельская роспись в наши дни

Гжельская роспись в наши дни

Гжельская роспись в наши дни

Гжельская роспись в наши дни

Гжельская роспись в наши дни

Похожие новости: